Инвестиции, IPO и конкурс франшиз: как прошел второй день FranchCamp
4 октября в Москве прошел второй, завершающий день форума FranchCamp IV. Главной темой дня стали инвестиции во франчайзинг: тренды, перспективы, выход франшиз на IPO
В пятницу, 4 октября в московском кластере «Ломоносов» прошел второй день форума «FranchCamp IV: Предпринимательство. Масштабирование. Инвестиции». Форум — ключевое событие Недели франчайзинга FranchWeek 2024. В первый день в центре обсуждения были государственные меры поддержки франшиз, бизнес-образование, развитие регионов России через франчайзинг, социальная ответственность франшиз, бизнес и IT, молодежное предпринимательство, бизнес-просвещение в целом, а также инвестиции во франчайзинг.
Второй день форума был посвящен темам инвестиций во франчайзинг, уровню развития производственных франшиз, вызовам, с которыми они сталкиваются, с масштабированием таких проектов.
Так, в дискуссии «Развитие франчайзинга на евразийском пространстве» эксперты отметили, что российские франшизы востребованы в ближнем зарубежье. Особенно франшизы общественного питания, детского дополнительного образования и робототехники. «В Беларуси уровень развития общепита примерно как шесть-семь лет назад в России. Это говорит о том, что сейчас стоит заходить на рынок, но с системным подходом. Поэтому в стране большой запрос на технологичные фудтех-франшизы», — отметил Андрей Войтов, создатель франшизы Kapibara Sushi.
Редкий вид франшиз в России — производственные. Для таких проектов нужны дорогостоящие станки, тщательное обучение персонала. «Возможно, имеет смысл продавать производственные франшизы неполного цикла — это позволит сэкономить на логистике и упростит дистрибуцию в регионах и за рубежом. Можно построить небольшие производства, где будет агрегатная сборка, как это происходит с зарубежными автомобилями или Coca-Cola», — рассказала Карина Гудова, директор по продукту и развитию каналов компании «Кухонный Двор» в сессии про производственный франчайзинг.
Еще в первый день форума Константин Урванцев, создатель экосистемы FranchCamp, говорил, что инвестиции во франчайзинг снижают порог вхождения в инвестирование, если франшиза проверенная. Такие инвестиции безопаснее, чем венчурные, и в целом франчайзинг — гибкая система, которая подходит под разные задачи. Во второй день FranchCamp инвестиции стали главной темой.
«Тренд на инвестиции во франчайзинг зародился в прошлом году и стремительно развивается. Люди инвестируют не только ради дохода, многие инвесторы смотрят на тот импакт, который дают их инвестиции», — отметил Константин Урванцев в сессии «Инвестиционные тренды 2024–2025».
Эксперты отметили два ключевых тренда на инвестиционном поле: появление венчурно-дивидендной модели и краткосрочные сделки до года. При этом недвижимость все еще остается самым популярным видом инвестирования. У франшиз большой потенциал для поиска инвесторов, так как они пользуются лояльностью, считают эксперты. Франшиза при этом сама по себе обладает высокой выживаемостью, а если ее координирует мультифранчайзинговая компания, рисков для инвестора еще меньше, отметили спикеры.
«Рекомендация инвесторам: инвестируйте вдолгую, старайтесь диверсифицировать капитал, выбирайте проекты с миссией и долгосрочной стратегией», — посоветовал Илья Дорофеев, организатор Invest trends, founder family office — Legacy.
Эксперты также обсудили выход на IPO для франшиз. Егор Диашов, генеральный директор инвестиционной компании «Диалот», председатель правления Ассоциации участников рынка облигаций и финансирования МСП, отметил, что IPO — модель бизнеса для компаний, которые уже состоялись, для опытных, которые хотят масштабироваться кратно. Pre-IPO — это инструмент повышения эффективности. Франшиза подходит для IPO, потому что это бизнес, проверенный в разных условиях, с прозрачной моделью развития.
«У франшиз есть лояльные потребители, которые могут инвестировать за пределами биржи, но еще важно, чтобы франчайзеры занимались привлечением инвестиций для франчайзи и сами, возможно, инвестировали в перспективных партнеров», — подчеркнул Антон Утехин, CEO инвестиционной платформы Rounds.
Эксперты посоветовали франшизам привлекать брокеров и независимых аналитиков, перейти в АО, делать франчайзи акционерами. «Распространение акций среди франчайзи повышает лояльность партнеров, поскольку они видят, что их роялти работают на капитализацию этих акций», — заключил Константин Урванцев.
Оба дня на FranchCamp работала менторская гостиная: эксперты из разных областей в формате спид-дейтинга давали всем желающим советы по масштабированию, продвижению, развитию бизнеса, привлечению инвестиций, построению личного бренда. «Наша методология построена на том, что личный бренд строится от человека. Мы выстраиваем фундамент на сильных сторонах человека, на том, что мы не можем не транслировать. Мы показываем тренды, через какие каналы лучше продвигаться, смотрим полную картину и подбираем наилучшую стратегию. Я думаю, такой формат эффективен», — поделилась впечатлениями от менторской гостиной Татьяна Поршнева.
Завершил форум FranchCamp конкурс опытных франшиз. Всего в питчах участвовало 11 франшиз. Среди них: Colizeum, «Супермен», Portal VR, «Роббо», IThub, «Здрасьте», «Жизньмарт», Groom, Businessfox, Secret Kitchen, Vaffel. Победителем конкурса стала франшиза IThub. Второе место занял «Супермен», а третье — «Жизньмарт». Приз зрительских симпатий получил Portal VR.
Ссылка на источник