Как выбрать проверенную франшизу

Время прочтения - 7 минут

О франчайзинге в наше время слышал, наверное, каждый, но не каждый задумывался над тем, какие возможности этот способ организации бизнеса открывает перед начинающими предпринимателями. 

 

Франчайзинг позволяет начать собственное дело с минимальным риском и максимальным импульсом, но только в случае, если вы выбрали франшизу правильно. 

 

Как не попасться на удочку неблагонадежных брендов? Как выбрать франшизу, которая сделает из вас успешного бизнесмена и будет приносить реальный доход? Как не наделать ошибок на старте? И наконец, как правильно выстраивать коммуникацию с управляющей компанией на этапе выбора? Обо всем этом — в нашей статье.

 


Преимущества бизнеса по франшизе

Если вы читаете этот текст, то (скорее всего!) тема франчайзинга вам по-настоящему интересна, и (скорее всего!) вы уже неплохо в ней ориентируетесь. Однако в самом начале нашего разговора не лишним будет вспомнить, почему эта тема становится все более привлекательной для людей, интересующихся бизнесом.


Бизнес по франшизе имеет ряд очевидных преимуществ:

  1. Готовая и проверенная на практике бизнес-модель
  2. Поддержка управляющей компании на всех этапах ведения бизнеса
  3. Высокий шанс успешного старта, так как начинаете вы не с нуля, а под крылом успешного и раскрученного бренда
  4. Низкие затраты на маркетинг
  5. База проверенных поставщиков и исполнителей
  6. Взаимоподдержка партнеров франшизы


Но! Важно помнить, что все эти преимущества будут доступны лишь в том случае, если вы сделаете выбор в пользу правильной франшизы. 

К сожалению, на рынке франшиз представлено много нечестных игроков, заинтересованных лишь в собственном обогащении.

Такие франшизы, по сути, являются лишь видимостью успешно работающих компаний. 

Так как же обезопасить себя на этапе выбора?
Сейчас разберемся.


Каталоги франшиз, отзывы в сети, СМИ 

Известные каталоги и рейтинги франшиз предлагают подробную и достоверную информацию о брендах. Самые популярные ресурсы — franshiza.ru и TopFranchise — именно они позволят вам получить первоначальную информацию о франшизах, доступных нишах и т.п.

Стоит ли читать отзывы на франшизы и статьи в средствах массовой информации?
Честному бренду нечего скрывать от потенциальных партнеров (но нечестные конкуренты могут вести подрывную деятельность).

Поэтому особое внимание лучше уделить не отзывам, а аналитическим статьям и финансовым обзорам. Многие франшизы успели стать темой для обсуждения на крупных бизнес-ресурсах, которым вполне можно доверять.

На этапе выбора нужно ознакомиться со всей доступной информацией. 

  • Подпишитесь на основателя бренда в социальных сетях
  • Понаблюдайте за ценностями этого человека и его команды
  • Подпишитесь на аккаунты компании и изучите доступный контент. 

Близки ли вам эти ценности?
Нравится ли вам наблюдать за тем, как организован бизнес?
Хотели бы вы стать частью именно этой команды?

На все эти вопросы ответы найдутся сами собой.


Полная информация о франшизе 

В наше время на создание стильного сайта уходит буквально несколько часов, поэтому ориентироваться только на этот источник информации — ошибка. Особенно в том случае, если на сайте компании нет никакой конкретики, франшиза описана в общих громких фразах и довольно сложно найти дополнительную информацию о ней.


Какая информация требуется для анализа:

  • бизнес-модель/финансовая модель
  • договор
  • средние показатели по франшизе (вложения, прибыль и т.п.)
  • подробное описание того, что будущий партнер получит после подписания договора

В идеале необходимо запланировать очную встречу с представителем бренда, если вы находитесь в другом городе и не можете приехать в главный офис компании — подойдет онлайн-созвон.


Перед запланированной встречей составьте полный список вопросов, вызывающих у вас непонимание или сомнения. Представитель франшизы должен максимально подробно ответить на любые ваши вопросы и при необходимости предоставить подробную информацию в письменном виде (презентации, pdf-файлы для ознакомления). И помните: никаких общих фраз, только реальные данные и цифры.


Проверка управляющей компании

Доверяй, но проверяй. Правило, которое отлично работает при выборе франшизы. Существует ряд доступных ресурсов, позволяющих определить, насколько надежна компания, партнером которой вы собираетесь стать.


На сайте nalog.ru можно получить сведения об основном виде деятельности компании, дате регистрации юридического лица. Для этого необходимо будет ввести ИНН компании и регион.


По названию компании и ИНН можно получить сведения о судебных делах, в которых может быть замешана компания. Для этого необходимо воспользоваться электронной картотекой арбитражных дел kad.arbitr.ru.


Кроме того, необходимо проверить товарный знак, который должен быть зарегистрирован в Роспатенте.


Кстати, есть отличный ресурс, позволяющий проверить практически всю вышеперечисленную информацию разом — Всероссийская система проверки контрагентов. Важный бонус — возможность получить краткий финансовый анализ, отчетность компании.


И еще один важный момент. Реальное наличие открытых точек. Часто франчайзеры заявляют бесчисленное количество точек на своих сайтах, на деле — половины просто не существует. Проверить присутствие точек, о которых заявляет бренд, можно в 2ГИС, Google Maps и Яндекс.Картах.


Проверенная бизнес — модель 

Бизнес-модель играет одну из ключевых ролей в построении успешного дела. Приобретая франшизу, важно обращать внимание на возраст франчайзинговой сети — если возраст бизнеса меньше года, компания не имеет права утверждать, что бизнес-модель проверена временем и доказала свою состоятельность на практике.


Бизнес должен пройти все сезоны. Кстати, если вы хотите перестраховаться, выбирайте бизнес, не зависящий от сезонности. К такому бизнесу можно отнести парикмахерские и барбершопы: люди ходят стричься всегда, и конкретный сезон на это никак не влияет.

 

Мелкий текст к прочтению обязателен

Доскональная проверка договора — обязательный этап подготовки к покупке франшизы. При чтении документа обращайте внимание на все формулировки, если что-то кажется вам запутанным или непрозрачным, немедленно обращайтесь за разъяснением к представителю бренда.


Если представитель оказывает на вас давление и не дает внимательно вчитаться в детали, попросите забрать договор на дом. А вообще давление — это важный звоночек, на который стоит обратить внимание.


Представитель успешной компании всегда спокоен и уверен в себе, он уважительно относится к потенциальному партнеру и стремиться помочь, а не навязать. Давлению нет места в такой коммуникации.


На что обращаем внимание:

  • срок действия договора и условия его продления
  • условия сотрудничества
  • условия использования единой учетной системы
  • условия поддержки со стороны управляющей компании
  • условия расторжения договора


Идеальное решение на данном этапе — попросить опытного юриста прочитать договор.


Посетить работающие точки франшизы 

Ничто не мешает вам посмотреть на то, как функционирует предлагаемый брендом бизнес. На один день станьте тайным покупателем или тайным потребителем услуг, пообщайтесь с сотрудниками и клиентами. Проверьте продукт или услугу на себе лично, постарайтесь проникнуться ценностями компании, примерить их на себя.


Лучше всего посетить сразу несколько точек, расположенных в принципиально разных локациях — от центра города до окраин спальных районов. Так вы сможете сформировать более четкую картину того, как функционирует интересующий вас бизнес.


Кстати, не каждую франшизу можно проверить подобным образом. Если речь идет о кулинарном цехе, например, вы сможете проверить только готовый продукт, но вот увидеть производственный процесс вам не удасться. Другое дело парикмахерская, где можно проследить за организацией бизнес-процессов, работой мастеров, оценить поток клиентов и пообщаться с ними.


Пожалуй, именно наблюдение за бизнесом позволяет понять — хотите ли вы заниматься этим делом сами или нет.


Удачного вам старта!



Остались вопросы? Напишите нам!
Супермен мужские стрижки